Обучение изложению. Пересказы и изложения. Виды изложений. Творческие пересказы. Речь и ее виды. Речь и мышление. Психолого-лингвистические основы развития речи учащихся.
Информационные источники:
- Антонова Е.С., Боброва С.В.
Методика преподавания русского языка в нач. классах, 2018
https://psv4.userapi.com/c415629/u1839-
78804/docs/97eb5e63df67/
-
Львов М.Р. и др. Методика преподавания
русского языка в нач. классах.- М.: Издательский центр «Академия», 2018
Теоретический материал для самостоятельного изучения
 Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной
деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании,
образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства.
 Речью называют общение с помощью языка – знаковой системы, веками
отшлифованной и способной передавать любые оттенки сложнейшей мысли.
Термин «речь» имеет три значения
речи: 
а) речь,
как процесс, как деятельность, например: механизмы речи; ребенок начинает говорить, он овладевает речью; речь
льется свободно;
б) речь,
как результат, как продукт речевой деятельности, синоним – текст, например:
анализ речи 6-летнего ребенка; образцы
речи высокой культуры;
в) речь,
как жанр устного, ораторского выступления: Полный текст речи депутата Н.Н. опубликован в газетах; блестящая речь,
произнесенная на суде адвокатом.
В речевом общении
участвуют, как минимум, двое: говорящий или пишущий и слушающий или читающий.
 
Речь подразделяется на внешнюю, то есть речь
для других и внутреннюю – речь для себя.
 Внешняя речь подразделяется на 4 вида: говорение,
слушание, чтение и письмо
1.      Говорение, то есть устное выражение
своих собственных мыслей или озвучивание какой-либо информации.
2.      Слушание
(аудирование) – слуховое  восприятие чужой речи
на слух, обработка её на ментальном уровне для того, чтобы сформировать
представление о том, что было произнесено.
3.      Письмо, то есть графическое
отображение своих мыслей и ощущений, знаний, навыков или умений.
4.      Чтение  – то есть зрительное восприятие и обработка
той информации, которая зашифрована буквенными символами.
Мысль и слово находятся в непосредственном единстве.
Речь неотделима от мысли. Развитие речи – это и развитие мышления.
Для понимания процесса речевого развития человека
очень много дает исследование первых его шагов, т.е. речи ребенка в самом
начале овладения языком. 
Факторы речевого развития ребенка:
1)      речевая (языковая) среда имеет
огромное значение в овладении речью;
2)      потребность контакта с близким
человеком, сначала эмоционального (гуление, лепет),  а затем содержательного общения (1 год – 1
год и 3-6 мес.); речи способствуют положительные эмоции;
3)      тренировка физиологического
механизма: произносительного аппарата, мозговых центров, аппарата аудирования,
памяти, а при развитии чтения и письма – зрительных и рукодвигательных систем;
4)      фактор потребности номинации и
обобщения: такая потребность возникает в познании окружающего мира, служит
основой не только овладения речью, но и всей учебной познавательной
деятельностью человека;
5)      фактор речевой активности ребенка
предполагает общую активность в игре и в социальной жизни;
6)      фактор осмысления – предполагается
изучение грамматики в школе.
 Перечисленные
факторы формируют у детей чутье языка или языковую интуицию –
автоматизированное неосознаваемое предпочтение в использовании общепринятых,
активных, продуктивных моделей языка.
Очень важно, чтобы эти предпочтения действовали в
рамках нормированного, литературного языка, а не просторечия, не диалекта.
Очень важно поэтому, чтобы с ранних лет языковое чутье формировалось под
влиянием высококультурной речевой среды, чтобы она создавалась на основе
интеллигентной речи родителей, чтения художественной литературы дома и в школе.
Конечно, школа постепенно исправляет даже неверную интуицию, но процесс
исправления проходит трудно и долго.
 
Пересказы и изложения – это детские речевые упражнения по образцам, основанные
на активном подражании. Посредством устного пересказа  и письменного изложения обогащается речь
школьника, он как бы берёт уроки у писателя.
Трудно себе представить урок без пересказа: ученик
пересказывает прочитанное, , выученное дома, пересказывает задания к
упражнениям, правило своими словами  и
т.д.
 Разнообразные
виды пересказа вносят оживление в уроки:
- известен пересказ, близкий к тексту образца
- выборочный, сжатый
- пересказ с изменением лица рассказчика
- от лица одного из персонажей
- пересказ драматизированный
Письменные пересказы принято называть изложениями. Письменное
изложение отличается от устного возможностью обдумать фразы, тщательно
подбирать слова.
Роль изложений в развитии речи
Изложение используется в начальных классах
общеобразовательной школы как один из основных видов классной учебной работы по
развитию речи учащихся, способствует формированию и закреплению у них навыков
правописания и стилистики. Термин изложение
охватывает ряд устных и письменных упражнений: от почти дословного пересказа
небольшого по объёму текста до краткой передачи содержания целого произведения:
·        
приучает детей
излагать текст сознательно, последовательно, правильно, содержательно; 
·        
развивает
логическое мышление;
·        
обогащает речь,
активизирует словарь;
·        
формирует умение
правильно составлять предложения.
Виды изложений в начальной школе и их классификация
Программа предусматривает 
-
для II класса изложение под руководством учителя небольшого
текста (30—40 слов) по вопросам или по данному плану из 2—3 пунктов; 
-
для III  класса —
изложение текста (40—60 слов) по плану, составленному коллективно, из 3—5
пунктов;
-  для IV класса — подробное и сжатое изложение текста из
70—90 слов по плану, составленному самостоятельно, а также изложение
прочитанного с изменением формы.
| 
   | 
 
Требования к текстам для изложений
Во-первых, содержание текста должно обогащать учащихся
знаниями о явлениях окружающей природы и общественной жизни, расширять
познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение, способствовать
эстетическому воспитанию и формированию моральных качеств. 
Во-вторых, тексты должны быть доступны и интересны детям,
не перегружены новыми для них трудными словами и оборотами речи, требующими
сложного и длительного разъяснения.  
В-третьих, текст для изложения должен быть несложным
по композиции, с небольшим количеством действующих лиц.
Начинать
обучение изложению нужно с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет,
близкий и понятный ребёнку данного возраста. В рассказе должно быть небольшое
количество эпизодов. Все слова должны быть ясны по своему значению,
синтаксические конструкции доступны для использований их в детской речи.
Построение рассказа также должно быть простым: 3-4 части, легко выделяемые в
абзацы.
Очень важно,
чтобы самостоятельное письмо, опирающееся на речь самих детей, вводилось как
можно раньше. От записи отдельных слов, взятых из устного пересказа, дети переходят
к записи предложений, затем фрагментов текста и полных изложений специально
подобранных небольших текстов.
Комментарии
Отправить комментарий