Обучение изложению. Пересказы и изложения. Виды изложений. Творческие пересказы. Речь и ее виды. Речь и мышление. Психолого-лингвистические основы развития речи учащихся.

 

Информационные источники:

 

- Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка в нач. классах, 2018

https://psv4.userapi.com/c415629/u1839-

78804/docs/97eb5e63df67/

- Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в нач. классах.- М.: Издательский центр «Академия», 2018

 

 

Теоретический материал для самостоятельного изучения

 

 Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства.

 Речью называют общение с помощью языка – знаковой системы, веками отшлифованной и способной передавать любые оттенки сложнейшей мысли.

 

Термин «речь» имеет три значения речи:

а) речь, как процесс, как деятельность, например: механизмы речи; ребенок начинает говорить, он овладевает речью; речь льется свободно;

б) речь, как результат, как продукт речевой деятельности, синоним – текст, например: анализ речи 6-летнего ребенка; образцы речи высокой культуры;

в) речь, как жанр устного, ораторского выступления: Полный текст речи депутата Н.Н. опубликован в газетах; блестящая речь, произнесенная на суде адвокатом.

В речевом общении участвуют, как минимум, двое: говорящий или пишущий и слушающий или читающий.

 

Речь подразделяется на внешнюю, то есть речь для других и внутреннюю – речь для себя.

 

 Внешняя речь подразделяется на 4 вида: говорение, слушание, чтение и письмо

1.      Говорение, то есть устное выражение своих собственных мыслей или озвучивание какой-либо информации.

2.      Слушание (аудирование) – слуховое  восприятие чужой речи на слух, обработка её на ментальном уровне для того, чтобы сформировать представление о том, что было произнесено.

3.      Письмо, то есть графическое отображение своих мыслей и ощущений, знаний, навыков или умений.

4.      Чтение  – то есть зрительное восприятие и обработка той информации, которая зашифрована буквенными символами.

Мысль и слово находятся в непосредственном единстве. Речь неотделима от мысли. Развитие речи – это и развитие мышления.

Для понимания процесса речевого развития человека очень много дает исследование первых его шагов, т.е. речи ребенка в самом начале овладения языком.

 

Факторы речевого развития ребенка:

 

1)      речевая (языковая) среда имеет огромное значение в овладении речью;

2)      потребность контакта с близким человеком, сначала эмоционального (гуление, лепет),  а затем содержательного общения (1 год – 1 год и 3-6 мес.); речи способствуют положительные эмоции;

3)      тренировка физиологического механизма: произносительного аппарата, мозговых центров, аппарата аудирования, памяти, а при развитии чтения и письма – зрительных и рукодвигательных систем;

4)      фактор потребности номинации и обобщения: такая потребность возникает в познании окружающего мира, служит основой не только овладения речью, но и всей учебной познавательной деятельностью человека;

5)      фактор речевой активности ребенка предполагает общую активность в игре и в социальной жизни;

6)      фактор осмысления – предполагается изучение грамматики в школе.

 Перечисленные факторы формируют у детей чутье языка или языковую интуицию – автоматизированное неосознаваемое предпочтение в использовании общепринятых, активных, продуктивных моделей языка.

Очень важно, чтобы эти предпочтения действовали в рамках нормированного, литературного языка, а не просторечия, не диалекта. Очень важно поэтому, чтобы с ранних лет языковое чутье формировалось под влиянием высококультурной речевой среды, чтобы она создавалась на основе интеллигентной речи родителей, чтения художественной литературы дома и в школе. Конечно, школа постепенно исправляет даже неверную интуицию, но процесс исправления проходит трудно и долго.

 

 

Пересказы и изложения – это детские речевые упражнения по образцам, основанные на активном подражании. Посредством устного пересказа  и письменного изложения обогащается речь школьника, он как бы берёт уроки у писателя.

Трудно себе представить урок без пересказа: ученик пересказывает прочитанное, , выученное дома, пересказывает задания к упражнениям, правило своими словами  и т.д.

 Разнообразные виды пересказа вносят оживление в уроки:

- известен пересказ, близкий к тексту образца

- выборочный, сжатый

- пересказ с изменением лица рассказчика

- от лица одного из персонажей

- пересказ драматизированный

 

Письменные пересказы принято называть изложениями. Письменное изложение отличается от устного возможностью обдумать фразы, тщательно подбирать слова.

 

Роль изложений в развитии речи

 

Изложение используется в начальных классах общеобразовательной школы как один из основных видов классной учебной работы по развитию речи учащихся, способствует формированию и закреплению у них навыков правописания и стилистики. Термин изложение охватывает ряд устных и письменных упражнений: от почти дословного пересказа небольшого по объёму текста до краткой передачи содержания целого произведения:

·         приучает детей излагать текст сознательно, последовательно, правильно, содержательно;

·         развивает логическое мышление;

·         обогащает речь, активизирует словарь;

·         формирует умение правильно составлять предложения.

 

Виды изложений в начальной школе и их классификация

 

Программа предусматривает

- для II класса изложение под руководством учителя небольшого текста (30—40 слов) по во­просам или по данному плану из 2—3 пунктов;

- для III  класса — изложение текста (40—60 слов) по плану, составленному кол­лективно, из 3—5 пунктов;

-  для IV класса — подробное и сжа­тое изложение текста из 70—90 слов по плану, составленному самостоятельно, а также изложение прочитанного с изменени­ем формы.

 



 

Требования к текстам для изложений

 

Во-первых, содержание текста должно обогащать учащихся знаниями о явлениях окружающей природы и общественной жизни, расши­рять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоз­зрение, способствовать эстетическому воспитанию и формированию моральных качеств.

Во-вторых, тексты должны быть доступны и интересны де­тям, не перегружены новыми для них трудными словами и оборотами речи, требующими сложного и длительного разъяснения. 

В-третьих, текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц.

 

Начинать обучение изложению нужно с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный ребёнку данного возраста. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов. Все слова должны быть ясны по своему значению, синтаксические конструкции доступны для использований их в детской речи. Построение рассказа также должно быть простым: 3-4 части, легко выделяемые в абзацы.

Очень важно, чтобы самостоятельное письмо, опирающееся на речь самих детей, вводилось как можно раньше. От записи отдельных слов, взятых из устного пересказа, дети переходят к записи предложений, затем фрагментов текста и полных изложений специально подобранных небольших текстов.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Виды речевой деятельности. Слушание. Методика обучения слушанию как виду речевой деятельности. Методика обучения говорению. Чтение и письмо. Особенности обучения продуктивным видам деятельности.

Обучение сочинению. Виды сочинений. Подготовка к сочинению. Требования к работе над устными и письменными сочинениями.

Графические навыки. Почерк. Сознательное овладение навыками письма. Гигиенические условия письма. Элементы орфографической пропедевтики на уроках письма