Обучение сочинению. Виды сочинений. Подготовка к сочинению. Требования к работе над устными и письменными сочинениями.

 

 

Информационные источники:

 

- Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка в нач. классах, 2018

https://psv4.userapi.com/c415629/u1839-

78804/docs/97eb5e63df67/

- Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в нач. классах.- М.: Издательский центр «Академия», 2018

 

 

Теоретический материал для самостоятельного изучения

 

            Сочинение – это одно из учебных упражнений, продукт накопленных знаний и умений в передаче своих мыслей, знаний, чувств, намерений. Написание сочинений способствует самораскрытию, самовыражению личности.

Сочинение придаёт смысл всем урокам родного языка: ведь в нём реализуется языковое развитие школьника, используются все речевые умения. Можно сказать, что сочинение – наилучшее средство мотивации учения, самооценки, самоуважения школьника.

Обучение сочинению начинается  с первых уроков  в первом классе в виде небольших устных рассказиков, постепенно перерастает в серьёзную умственную планомерную работу. Сочинение развивает интеллект, эмоции, наблюдательность, учит находить связи явлений, сопоставлять и сравнивать, делать выводы

Очень важно, чтобы первые слова, написанные первоклассником, были бы выражением его собственной мысли, своего чувства: отгадка к загадке, результат жизненного опыта, переживания.

Только в сочинении письмо осознаётся детьми не как орфографическое упражнение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, обеспечивающее точное их восприятие читающим. Здесь проявляется подлинная связь теории с практикой.

Школьники любят писать сочинения и рассказывать устно, эта деятельность связывает учение с жизнью. Они раскрывают тему, собирают материал, систематизируют его, составляют план и корректируют его, подчиняя сочинение своему замыслу, выбирают средства языка, наилучшие для решения «коммуникативной задачи», наконец, редактируют, совершенствуют текст.

 

Система проведения сочинений:

  • устные сочинения проводятся чаще, чем письменные;
  • письменные сочинения проводятся чаще, чем изложения;
  • в течение года проводятся 12-15 письменных сочинений;
  • помимо указанного числа на уроках русского языка проводятся сочинения малых форм (миниатюры).

 

Сочинения могут быть классифицированы по тематическим группам:

  • природа нашей Родины;
  • школа, семья, товарищи;
  • труд взрослых и детей;
  • жизнь и подвиги.

 

 Сочинения можно классифицировать

- по источникам материала - экскурсии, походы, наблюдения, по картинкам, фильмам

- по степени самостоятельности – коллективные, индивидуальные

-  по способам подготовки,

- по типам текста – повествование, описание,  рассуждение

 - по жанрам - рассказ письмо заметка в газету отзыв о книге

- по языковым особенностям - эмоционально-образные (художественные) деловые (научные)

 

Сочинение по картинам

 

            Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.

            В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, но не всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития речи следует использовать художественные картины (репродукции). Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.

            Сочинения по картинам делятся на три основных вида:

·         повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;

·         повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета;

·         описание картины.

            Сочинения (устные и письменные) по серии картин проводятся в I, II и реже в III классе. Серия из 2-5 картин облегчает составление плана, сюжета. Поэтому в I классе обучать детей плану, композиции и сюжету сочинения удобнее всего именно по серии картин. Дети, направляемые вопросами по 1-3 предложения, озаглавливают рассказики.

            Сочинения по одной картине значительно труднее предыдущего вида. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после того момента, который запечатлен на картине.

            Первые сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой. Описание картины – самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в III классе (элементы описания картины возможны в I – II классах).

 В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя,

- во-первых, тему картины (что на ней изображено);

- во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов;

- в-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть; наконец, идейный смысл, «настроение» картины.

            Уже в I классе практикуется устное описание картины («Расскажи, что ты видишь на картине»). От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.

 

Сочинения по наблюдениям

 

            Наблюдательность очень важна для развития речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов.

  Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Это сочинения - описания. Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном оформлении своих знаний. Описания бывают «деловые» (например, «Наш кабинет труда») и эмоционально -образные (например, «Наша Мурка», « В саду осенью»). В начальных классах проводятся следующие виды описаний:

- описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению ( « Яблоко», «Часы», «Кукла») или по прошлым наблюдениям («Липа весной и осенью: здесь есть дополнительная, осложняющая задача – элемент сравнения);

- описание трудового процесса, выполнявшегося учащимися: «Как сделать скворечник» (на уроках труда), «Как посадить дерево»;

- описание картин природы и других сложных предметов, явлений: «Наша улица утром», «В лесу», «В магазине игрушек».

Во II и III классах подобные рассказы могут быть записаны если не полностью, то хотя бы частично. Описание процесса не следует путать с повествованием.

 

Сочинения по данной части

 

  Сочинение имеет три вида: сочинение по данному началу; сочинение по середине; сочинение по концу;

 Требования:

-  отрывок должен быть кратким

 - начало должно включать завязку

 - середина должна включать кульминацию.

 - конец должен включать развязку

 - можно объединить по данному концу и началу

 

 Любая часть должна направить мысли ребенка по определенному руслу.

 

Методика работы

 Сочинения по данному началу.

 

            Однажды рано утром Витя с отцом отправились на охоту. Когда они входили в лес, было совсем темно. Вдруг в кустах раздался треск сучьев…

 

 Подготовительная работа:

 - Кто был в лесу рано утром?

 - Зачем вы ходили в лес?

 - Кто из вас был с отцом на охоте?

 - Расскажите о каком-нибудь интересном случае.

 

 II. Чтение данной части (текст на доске).

 III. Сообщение цели урока. Наша задача продолжить рассказ

 IV. Работа над текстом, записанном на доске. Вопросы по содержанию записанной части.

 V. Составление рассказа.

 - Что произошло дальше? (проходил лось, медведь, потерявшаяся корова).

 - Что делало это животное?

-  Что сделали охотники? (притаились).

 - Что сделали дальше? (полюбовались и ушли).

 - Опишите животных.

 

 Если предлагаете самостоятельную работу, то можно только выслушать версии ребят.

 

 VI. Составление плана.

1.      Раннее утро.

2.       Треск сучьев.

3.      В погоню.

4.      Лоси на поляне.

5.      Наутек.

 

            При составлении плана и рассказа параллельно нужно вести словарно – орфографическую работу.

 

Сочинения - миниатюры

 

            Широкую популярность в школах приобрели сочинения малых форм, или миниатюры. К сочинениям-миниатюрам, которые проводятся в устной или письменной форме преимущественно на уроках грамматики, предъявляются все те же требования, что и к сочинениям крупных размеров. Однако подготовительная работа здесь занимает значительно меньше времени; длительные наблюдения не нужны, беседа очень короткая (всего 2-3 вопроса) или совсем отсутствует, план не составляется в письменной форме, меньше времени уделяется подготовке устного текста. Учитель даёт лишь общее направление: расскажите о каком-нибудь случае, зверьке

            Дети используют в сочинении-миниатюре изучаемые грамматические формы, активизируют их.  Это продукт свободного творчества. Приведём пример такого сочинения:

КОТЕНОК

 Маленький котеночек ползал по полу. У него ушки остренькие, а сам он рыженький, глаза черненькие, точно бусинки.(16 слов; II класс)

 

            Написано при изучении темы «Имя прилагательное»; употреблено четыре прилагательных, они помогли изобразить котенка живо и ярко. Систематическое выполнение подобных сочинений создает непрерывность в развитии связной речи, повышает самостоятельность учащихся.

 

Сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребенка. Потому что при изложении своих мыслей он приучается концентрировать свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем правильно формулирует свои идеи, приходит к какому-нибудь выводу.

Нужно осуществлять постоянный контроль над развитием мышления школьника путем систематической диагностики, т.е., изучая его сочинения, вовремя внося поправки в его мировоззрения, стилистику, орфографию. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным.

 

Сочинение сказок

 

Методика развития речи детей издавна опиралась и на сказочные сюжеты, и на язык сказки. Дети любят не только слушать и читать сказки. Но и сами их рассказывают, нередко придумывая новый сюжет, приключения.

 

Требования к работе над письменным сочинением:


а) мобилизовать свою память, использовать всё подготовленное;
б) рассчитать время, успеть написать намеченное, оставить время на самопроверку и редактирование;
в) попытаться представить себе читателей, вообразить ситуацию диалога с ними;
г) подготовить письменные принадлежности, рассчитать симметричное расположение заглавия, плана (если он записывается), следить за почерком, каллиграфией, орфографией;
д) стараться внутренне проговаривать составляемые предложения до их записи, в необходимых случаях делать аккуратные исправления;
е) делить текст на абзацы, делая отступ – «красную строку»;
ж) проверить самостоятельно написанное, в случае необходимости обращаться к учителю.

 

Учитель, в свою очередь, должен время от времени проходить вдоль рядов парт, наблюдать за работой учащихся, помогать тем, кто нуждается, а иногда и предлагать свою помощь застенчивым, особенно на этапе завершения и редактирования.
В круг умений редактирования входит: во-первых, совершенствование содержания и логики текста, восполнение чего-то пропущенного, устранение лишнего и повторов, попытки выразить мысль яснее и ярче, устранение многословия; во-вторых, замена неудачно подобранных слов другими, более точными для данной ситуации, исправление неудачно построенных предложений; в-третьих, выверка орфографии и пунктуации.

Чтобы помочь детям в редактировании, рекомендуется на первых порах предлагать им краткие памятки в виде плакатов:

 

ПРОВЕРЬ!


1. Ясно ли предал свою мысль?
2. Нет ли повторов, одинаковых слов, оборотов речи? 
3. Все ли слова употреблены удачно?
4. Проверь безударные гласные, все трудные слова, знаки препинания!

 

Проверять рекомендуется не торопясь, два раза: с целью редактирования содержания, построения текста, исправления речевых ошибок и с орфографическим целями – поиск трудных слов, выделение орфограмм, их проверка; можно обратиться к словарям, это разрешается. Редактирование приучает школьника к самооценке и уменьшает количество ошибок, повышает оценки (если они ставятся).

 

Подготовка к сочинению

 Подготовка – это, во-первых, создание такой ситуации, которая вызвала бы у учащихся потребность рассказать, описать что-либо; во-вторых, накопление достаточно полноценного материала для сочинения; в-третьих, выбор языковых средств к данной теме в соответствие с замыслом ее раскрытия.

Учитель чаще всего не обеспечивает ученику конкретной ситуации общения (осознания того, к кому, зачем, при каких обстоятельствах он обращается с речью) – обычно он «просто» пишет сочинение или «просто» отвечает на вопросы по пройденному материалу.

Таким образом, прежде чем дать задание ученикам на создание или восприятие высказывания, необходимо постараться обеспечить возникновение у них соответствующей потребности, желания вступить в речевое общение. Предлагая детям создать текст, важно обеспечить им понимание того, к кому, зачем и при каких обстоятельствах они обращаются.

 

Работа над сочинением делится на три этапа:

- накопление материала: наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов и т.д.

- отбор материала в соответствии с темой и замыслом ее раскрытия, систематизация материала, его расположение;

- словесное, речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Виды речевой деятельности. Слушание. Методика обучения слушанию как виду речевой деятельности. Методика обучения говорению. Чтение и письмо. Особенности обучения продуктивным видам деятельности.

Графические навыки. Почерк. Сознательное овладение навыками письма. Гигиенические условия письма. Элементы орфографической пропедевтики на уроках письма