Виды речевой деятельности. Слушание. Методика обучения слушанию как виду речевой деятельности. Методика обучения говорению. Чтение и письмо. Особенности обучения продуктивным видам деятельности.

 

Информационные источники:

 

- Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка в нач. классах 116- 148

https://psv4.userapi.com/c415629/u1839-

78804/docs/97eb5e63df67/

 

- https://intellect.icu/osnovnye-vidy-rechevoj-deyatelnosti-govorenie-slushanie-pismo-i-chtenie-ikh-vidy-printsipy-i-mekhanizmy-7198

 

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

 

1.     Каковы виды речевой деятельности?

2.     Слушание. Методика обучения слушанию как виду речевой деятельности.

3.     Методика обучения говорению.

4.     Методика обучения  чтению и письму.

5.     Особенности обучения  продуктивным видам деятельности.

 

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Речевая деятельность человека направлена на общение. Каждый из нас стремится быть понятым окружающими людьми. Поэтому иногда речевую деятельность называют общением или коммуникацией. Речь может быть устной (звучащей) и письменной.

 В зависимости от того, являемся ли мы создателями или адресатами речи, и от того, каким образом мы ее воспринимаем,  выделяют четыре вида речевой деятельности в русском языке: два из них производят текст - говорение, письмо, а другие - слушание (аудирование) и чтение - осуществляют восприятие.

Подробнее: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/vidy-rechevoy-deyatelnosti-harakteristika-kratko.html

Говорение  выражение мысли в акустическом коде, т.е. то есть устное выражение своих собственных мыслей или озвучивание какой-либо информации.

Слушание (аудирование) – осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в тексте, передача его содержания по вопросам.

Письмо – выражение мысли в графическом коде, т. е. процесс создания текста с последующей графической его фиксацией.

Чтение – зрительное восприятие графического ряда, написанного или напечатанного, и его понимание, т. е. смысловое восприятие письменного текста.

 

 Слушание - разновидность речевой деятельности, тесно связанной с устной речью, хотя слушать можно и озвученную письменную речь.

 

 В школе слушание - один из важнейших путей усвоения информации, и поэтому в начальных классах уделяется известное внимание тому, чтобы научить детей воспринимать на слух речь учителя, высказывания товарищей и т.д.

 Решая задачи развития устной речи, учитель одновременно обучает детей умению слушать, т.е. воспринимать информацию. От того, как ученики будут слушать, зависит то, как они будут воспринимать, усваивать, анализировать и воспроизводить учебный материал. Обучение слушанию благотворно влияет на развитие речевого слуха, речевой памяти, на формирование устной речи, ее выразительности, на усвоение норм произношения и правописания.

Механизмы слушания: внимание, память, осмысление.

 Серьезное внимание нужно уделять культуре поведения при слушании, или культуре слушания. Ученики должны знать, что умение слушать -  не менее важно, чем умение говорить, что слушание и говорение одинаково важны в межличностном и групповом общении. Хорошее слушание облегчает усвоение информации, способствует установлению контактов между людьми. Человек, который умеет слушать, не перебьет другого и легче его поймет, он не будет спорить по пустяку, не разобравшись в сути дела, и т.д. В умении слушать проявляются воспитанность собеседника, уважение к другому человеку, т.е. его культура.

Известны следующие виды работ по развитию умения слушать:

 

- повторение учащимися высказанной учителем установки - задания;

- запись во время слушания слов, обозначающих конкретные наименования фактов, всего, что слушатель считает нужным запомнить;

- запись всего того, что говорящий фиксирует на доске во время объяснения, и т.д.;

- составление набросков плана, в зависимости от того, что предстоит выполнять ученикам на основе услышанного: отвечать подробно или кратко на вопросы, пересказывать, интерпретировать услышанное и т.д.;

- составление таблиц, схем и т.д.;

- многократное прослушивание аудиозаписи и т.д., предполагающее критическое осмысление услышанного, оценку как сути, так и формы изложения (в том числе его интонационного оформления).

Общая методическая схема обучению слушанию:

- установка перед слушанием  

-  записи во время слушания

- контроль после слушания

 

Говорение, как продуктивный вид речевой деятельности, является способом выражения собственных мыслей говорящего, представляет творческий процесс – создание  нового речевого высказывания. 

 

Цели обучения говорению как виду речевой деятельности:

1) обеспечить овладение младшими школьниками диалогическим общением в пределах соответствующих возрасту тематики и ситуаций общения;

2) научить младших школьников создавать монологическое высказывание и при этом отношение к предмету высказывания.

 

Чтение является рецептивным видом речевой деятельности.  Оно связано с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В нем выделяют несколько видов.

1.    Изучающее  - это чтение со стопроцентным пониманием информации, детальное чтение, которое может сопровождаться выписками и рассчитано на использование в последующей деятельности информации, полученной из текста. Оно необходимо всем школьникам, абитуриентам, научным работникам.

2.     Ознакомительное – это чтение с общим охватом содержания, т.к. читающий уделяет внимание только главной информации, пренебрегая второстепенными деталями. Это чтение без выписок, для удовольствия.

3.    Просмотровое – мы бегло просматриваем текст, отмечаем интересное/ неинтересное, ценное/ ненужное. На основе полученной информации решаем, нужен нам этот текст или нет.

 4.      Поисковое – человек ищет определенную информацию, возможно в указанном тексте (этот вид чтения занимает важное место у нас).

Начинаем обучение с изучающего чтения, т.к. начальные учебниковые тексты должны быть поняты полностью, далее переходим к ознакомительному чтению (домашнее чтение).

 

 Обучение говорению на уроках русского языка не должно  сводиться к пересказу диалогов и монологов, также следует уделять внимание развитию неподготовленной речи. Таким образом, обучение говорению будет наиболее результативным, если обучать говорению на материале творческих упражнений, направленных на создание нового продукта речи.

Работа по обучению говорению должна предусматривать привитие навыков создания различных видов подготовленного и неподготовленного высказывания, работу по обучению как диалогу, так и монологу.

 

 В обучении диалогической речи необходимо учитывать ее характерные признаки, специфические структурные и языковые особенности. Формирование навыков и умений вести диалог происходит с помощью специальных упражнений, которые можно объединить в две группы:

1) подготовительные упражнения, цель которых – накопление готового речевого материала в памяти, формирование навыков оформления реплик;

2) речевые упражнения, цель которых - выработка умений оперировать накопленным речевым и языковым материалом для выражения собственных мыслей в неподготовленной диалогической речи.

 Подготовительные упражнения предусматривают выполнение следующих видов заданий:

- ознакомление учащихся с образцами готовых диалогов (чтение, заучивание);

- воспроизведение готового диалога – повторение реплик за учителем или за диктором;

- варьирование данных диалогов: выбор из предложенных нескольких вариантов реплик наиболее подходящих для данной ситуации; замена в диалоге одной или нескольких реплик; развертывание реплик и др.;

- продолжение диалогов;

- составление новых диалогов путем подражания данным образцам.

 Речевые упражнения включают следующие задания:

- составление диалогов по содержанию прочитанных текстов;

- составление диалогов по содержанию иллюстративной наглядности:

рисунков, картин, слайдов, диафильмов и т.д.;

- составление диалогов по вербальным ситуациям (ситуация описывается словесно). Чаще это воображаемые ситуации, например: «Встреча друзей после каникул», «После спектакля», «В библиотеке» и т.д.

- составление диалогов на заданные темы. Это тематические беседы, для ведения которых требуется знание предмета речи;

 В основе построения монологического высказывания лежат умения:

1) строить высказывание в соответствии с логикой развертывания мысли;

2) умение конструировать предложения и связывать их между собой.

 Эти умения формируются в процессе обучения монологической речи при выполнении следующих видов работ:

- пересказ является одним из самых распространенных заданий в практике обучения монологической речи. Различают дословный пересказ и пересказ своими словами. Пересказ как методический прием ориентирован главным образом на объем памяти. Лучшему восприятию текста и его воспроизведению способствует работа с планом.

- устный рассказ на основе увиденного, услышанного, пережитого и творческой фантазии учащихся весьма эффективны в развитии навыков монологической речи. К рассказам примыкают задания на описание предметов (дерева, дома), природы, интерьера и т.д.

  Итак, рассмотренные особенности формирования устной речи учащихся, перечисленные упражнения, направленные на развитие диалогической и монологической речи учащихся, способствуют успешному формированию коммуникативных умений школьников.

 

Чтение – пассивный вид речевой деятельности – это понимание учебного текста

Приёмы:

- выборочное  чтение с целью нахождения необходимого материала

- нахождение информации, заданной  в тексте в явном виде

- формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте

- интерпретация и обобщение информации, содержащейся в тексте

- анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структкры текста

 Общая методическая схема обучению чтению:

- установка перед чтением (постановка учебной задачи)

-  могут быть записи во время чтения

-  контроль после чтения.

Приемы чтения текстов:

- приемы постановки вопросов перед прочтением

- приемы построения смысловых опор (ключевые слова, термины)

- приемы создания текста на основе данного

- приемы создания текста о тексте (мысль, тема, деление на абзацы, раскрыв вопросы и т.д.)

 

Письмо – это  письмо букв, буквосочетаний, слов, предложений. Овладение разборчивым аккуратным почерком.

Приёмы:

- списывание

- письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

- письменное изложение содержания прослушанного или прочитанного текста

- создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, сюжетных картин, просмотра видеозаписи и т.д.)

 

  Продуктивные виды речевой деятельности обеспечивают выражение мыслей в устной и письменной формах. К ним относятся различные виды пересказа, участие в монологической и диалогической речи, сочинения, изложения. На уроках литературного чтения чаще используют такие приемы работы:

 - выразительное чтение произведения с последующим обсуждением вариантов прочтения;

- графическое иллюстрирование;

- словесное рисование картин;

- творческий пересказ;

- чтение по ролям;

- драматизация.

 

На уроках русского языка используются следующие продуктивные виды речевой деятельности: составление различных текстов (описание, повествование, рассуждение). Сочинения могут быть разных жанров. Младшие школьники узнают особенности составления загадок, синквейнов, акростихов и т.д.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Обучение сочинению. Виды сочинений. Подготовка к сочинению. Требования к работе над устными и письменными сочинениями.

Графические навыки. Почерк. Сознательное овладение навыками письма. Гигиенические условия письма. Элементы орфографической пропедевтики на уроках письма