Графические навыки. Почерк. Сознательное овладение навыками письма. Гигиенические условия письма. Элементы орфографической пропедевтики на уроках письма

 

Информационные источники:

 

1. Статья: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2019/11/10/statya-trudnosti-formirovaniya-navyka-pisma

2. Презентация: ttps://myslide.ru/presentation/trudnosti-formirovaniya-navykov-chteniya-i-pisma-v-nachalnoj-shkole

 

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1.     Понятие о графическом навыке

2.     Этапы развития навыка письма

3.     Трудности освоения навыка письма

4.     Гигиенические условия письма

 

Теоретический материал по теме занятия

Необходимо уточнить содержание понятия «графический» и «каллиграфический» (навык), так как они до настоящего до настоящего времени неправомерно употребляются в методических пособиях как синонимы. Понятие «графический» (навык) «вбирает» в себя все содержание графики как раздела лингвистики, тогда как «каллиграфический» (навык) характеризует лишь внешнее качество письма, то есть умение писать правильным и устойчивым почерком, не нарушая высоты, ширины, угла наклона элементов, букв и соединений букв. Следовательно, ключевым понятием в методике обучения первоначальному письму является «графика».

 Таким образом, графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирования звуков речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов). А каллиграфия – лишь искусство красивого письма, то есть умение писать правильным (четким) и устойчивым почерком. Термин «каллиграфический» сочетается со словами «почерк», «письмо».

Графический навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро.

 Почерк – индивидуальный стиль письма. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.

На начальном этапе обучения письму дети должны усвоить понятие о буквах — графических знаках (печатных, письменных, заглавных и строчных), научиться правильно, четко и достаточно быстро писать все графические элементы, соблюдая правильную позу, правильные движения руки, правильную траекторию движений и т. п. Одновременно необходимо правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать и соотносить их с буквами, т.к. параллельно с графическим идет формирование орфографического навыка, что является работой по орфографической пропедевтике (сообщения обучающимся предварительных знаний по орфографии). В период обучения грамоте школьники учатся:

- соотносить букву и звук — сначала в позициях, где напи­сание не расходится с произношением, а затем в простейших слу­чаях несовпадения буквы со звуком (слабые позиции гласных и согласных);

- раздельно писать слова, т.е. средствами письма выделять слова как языковые единицы, носители значений;

- переносить слова с одной строки на другую на основе слогоделения, однако с учетом некоторых ограничений (например, не переносить и не оставлять на строке одну букву);

- употреблять заглавную букву в начале предложения, а так­же в именах людей и в кличках животных.

Уменьшить объективные трудности при обучении письму можно в том случае, если правильно подготовить ребенка и, кроме того, учитывать его возрастные возможности в процессе обучения.

Необходимо знать и этапы формирования навыка письма. В формировании навыка выделяются три основных этапа:

1 этап — аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания. При этом большое значение имеет способ объяснения того, что и как должен делать ребенок, степень осознания выполняемого действия.

Второй этап условно назван синтетическим. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.

Третий этап — автоматизация — и есть этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, легкость. Очень важно знать, что быстрота не должна быть навязанной, она должна стать естественным результатом совершенствования движений, а плавность (связность) также должна возникать как естественный результат формирования навыка.

Когда говорят о способах формирования навыка, чаще всего считают, что основное  -  это упражнения и тренировка. Действительно, без упражнений и повторений сформировать навык нельзя, но многократные упражнения наиболее целесообразны и эффективны на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа –  это осознанная деятельность (а не только механические упражнения).

Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обучения письму (на первом этапе), дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения, нельзя торопить детей (им ведь нужно осознанно определить последовательность своих действий), вот почему так важно осознанно сформировать «образ действия» — зрительно-двигательный образ буквы. Остановимся подробнее на том, как сформировать осознанное действие.

Существующая методика обучения фактически является модификацией так называемого копировального метода обучения, при котором основное внимание уделяется «обведению по уже написанному», «по трафарету». Безусловно, копирование может использоваться как один из элементов обучения, но на более поздних этапах для совершенствования почерка (если такая задача необходима). Почему? Специальные исследования психологов и физиологов доказали, что при механическом копировании (обведении) ребенок делает это неосознанно, процесс формирования навыка требует более длительного времени, и как только мы лишаем ученика трафарета (в том или ином виде), все приходится начинать сначала.

Один из основных принципов существующей методики обучения — принцип «делай как я», при котором еще мало объясняется, что и как нужно делать, а дети с трудом постигают, что такое строка и ограничивающие ее линии, как необходимо расположить букву на строке, где ее верх и низ, каково соотношение ее частей (деталей или элементов буквы). Самому ребенку, в силу его возрастных психофизиологических особенностей, даже при нормальном ходе развития не просто трудно понять и описать словами всю последовательность своих действий, т.е. сформулировать самому алгоритм движения, но для большинства 6-7-летних детей это практически невозможно. Учитывая особенности формирования движений при письме, целесообразно обучение начинать не с целых букв, а с объяснения того, что каждая буква состоит из элементов, и мы фактически можем «сконструировать», собрать любую букву из этих элементов. При этом очень важно, чтобы для ребенка овал был всегда только овал (а не был разным в букве «о»).

В русском курсивном письме не так уж и много элементов. В строчных буквах это прямая черта; черта с закруглением внизу (крючок); черта с закруглением вверху и внизу (г); овалы (о); правые и левые полуовалы; есть еще начальный элемент букв л, м, я; короткие петли, петли выходящие вверх и вниз за строку, точки.

Для понимания принципа построения букв достаточно основных элементов. То же самое относится и к заглавным буквам; все элементы должны быть стандартизированы. Поэлементный анализ, на который стоит потратить дополнительное время, позволяет ребенку творчески, осознанно подойти к конструированию буквы еще до того, как он будет учиться писать их. Он сможет сделать это самостоятельно, сначала на примере печатных, а потом уже письменных букв.

Следующий шаг — объяснение того, как выполняется движение при написании основных элементов. Необходимость подробного объяснения, описания  действия объясняется функциональными особенностями развития 6-7-летнего ребенка, неспособного сделать это самостоятельно. Почти все дети этого возраста вполне готовы к выделению отдельных символов, объединению их в слова, но существенное значение имеет незрелость механизмов произвольной регуляции своих действий, их программирования, восприятия и оценки информации, что связано с возрастными особенностями созревания лобных отделов коры головного мозга.

Первоклассникам предлагаются задания на дифференциацию букв по размеру, по количеству элементов, по формам элементов. Для того чтобы процесс освоения самого движения при письме тоже был осознанным, необходимо обратить внимание на очень важный фактор — возможность оценки качества самого движения. В самом общем виде — это возможность определить «правильно» — «неправильно». Как может сделать это ребенок 6-7 лет? В существующей методике большая роль отводится кинестетическому контролю («мышечному чувству»), и это объясняет широкое использование копирования.

Однако данные возрастной физиологии свидетельствуют о том, что в 6-7-летнем возрасте основное значение имеет зрение, зрительный контроль. И очень важно разобраться, какие условия необходимы для того, чтобы этот контроль был эффективным. Но прежде нам нужно решить один очень важный вопрос: что мы имеем в виду, когда говорим: «напиши такую же букву» — конфигурацию, расположение на строке, т. е. похожую букву или точно такую же букву, определенной конфигурации, но и определенной высоты, ширины, наклона. Это очень существенные и фактически совершенно разные действия. Выполнять первую задачу — «написать похожую букву» -  значит написать букву, в которой будут все необходимые элементы, но может не быть определенной ширины, наклона и могут не столь строго соблюдаться соотношения элементов. В этом случае ориентиром для коррекции будет строка, ее верхние и нижние ограничительные линии. Однако для того, чтобы выполнить второе задание и написать букву, по всем параметрам соответствующую образцу, необходимы дополнительное объяснение, предварительная подготовка и «ориентиры» для зрительного контроля. Письмо, как и чтение, обязательно должно и может быть сформировано только как самостоятельное сознательное действие.

 

  Необходимо усилить элемент осознанности в выполнении движений, научить (и учить этому специально) видеть строку, ее середину, чувствовать расстояние, мысленно выделять для каждой буквы ее «клеточку» и располагать в ней букву.

В самом начале обучения лучше использовать тетрадь с увеличенной рабочей строкой, ее целесообразно разделить  на две (равные) части по горизонтали, чтобы были ориентиры середины буквы. Необходимо проводить специальную подготовку: учить ребенка работать на строке. Величина строки должна быть достаточной для удобного выполнения и круговых, и поворотных движений (примерно 12 мм: 6 + 6), не должна сковывать их. Высота строки должна быть такой, чтобы не было микродвижений — очень сложных, а для многих детей просто невозможных. При объяснении способа выполнения буквы необходимо особо выделить точку начала движения. Хорошо помогает ребенку дробное объяснение хода движения: начинаю... веду... довожу до... и т. п. Важно, чтобы в инструкции, которую мы используем при объяснении, не было ни одного непонятного слова. Лучше не использовать слова, которые имеют двойной смысл. Помните — инструкция должна быть по возможности краткой и четкой.

 

Основываясь на особенностях первого этапа формирования навыка письма,— нельзя форсировать темп, скорость письма, требовать от ребенка писать быстрее, чем он может. У семилетних детей время выполнения самого движения «убыстряется» лишь со второго полугодия, а значит, весь букварный период, весь первый этап обучения при чрезмерной скорости также сокращается пауза между движениями. Что при этом происходит? Ребенок не успевает закрепить правильный способ выполнения буквы, и в результате закрепляются ошибки в письме. Переделать неверный графический навык очень трудно, а в большинстве случаев — практически невозможно.

Таким образом, на начальных этапах формирования навыка чрезмерное увеличение скорости письма не будет способствовать формированию навыка, а, наоборот, затормозит его.

 Какова же оптимальная скорость письма на первом этапе обучения? Для шестилеток — 4-6 знаков в минуту; у семилеток скорость письма может быть на 2-3 знака в минуту больше.

Наличие паузы в движении каждого элемента заставляет еще раз задуматься о целесообразности и необходимости обучения безотрывному письму. Речь идет именно о безотрывном письме (связанном со специальными соединениями, особой траекторией движений и т. п.), а не о связном письме.   Письмо является естественным результатом сокращения паузы между движениями сначала при написании букв (когда не будет необходимости думать, что делать дальше), а затем при написании некоторых слогов. Но темп письма будет определяться не тем, как заставляли мы писать ребенка, когда разрешали оторвать руку, не тем, что требовали писать безотрывно все слова,— а индивидуальными особенностями. Следует также сказать, что письмо — это ритмическая деятельность. У каждого человека свой произвольный ритм и скорость.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Виды речевой деятельности. Слушание. Методика обучения слушанию как виду речевой деятельности. Методика обучения говорению. Чтение и письмо. Особенности обучения продуктивным видам деятельности.

Обучение сочинению. Виды сочинений. Подготовка к сочинению. Требования к работе над устными и письменными сочинениями.