Проверка письменных работ. Классификация речевых ошибок учащихся. Исправление и предупреждение ошибок
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Перечень вопросов:
1.
Нормы оценок за письменные работы
2.
Типы речевых ошибок.
- Характеристика лексических ошибок.
- Характеристика морфологических ошибок.
- Характеристика лексических ошибок.
- Характеристика синтаксических ошибок
3.
Неречевые
ошибки
4.
Диагностика и исправление речевых ошибок
5.
Исправление и предупреждение ошибок
|
Любое
сочинение и изложение оценивается
двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение
языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая—за соблюдение
орфографических и пунктуационных норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому
языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания
учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается
оценкой по литературе.
ИЗЛОЖЕНИЕ
Отметка за
содержание и речевое оформление:
Отметка
"5" – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.
Отметка
"4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей,
имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
Отметка
"3" – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены
отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3
предложений, беден словарь.
Отметка
"2" – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск
важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена
последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями,
отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за
соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка
"5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
Отметка
"4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
Отметка
"3" – имеются 3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.
Отметка "2"
– имеются более 6 орфографических ошибок.
СОЧИНЕНИЕ.
Отметка за
содержание и речевое оформление:
Отметка
"5" – логически последовательно раскрыта тема.
Отметка
"4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей,
имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
Отметка
"3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные
нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений,
беден словарь.
Отметка
"2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных
эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность
изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями,
крайне однообразен словарь.
Отметка за
соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка
"5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
Отметка
"4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
Отметка
"3" – имеются 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
Отметка
"2" – имеются более 6 орфографических ошибок
Так как изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер,
неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых
контрольных изложений.
К
числу речевых ошибок относятся:
-
словарные (лексические) – неудачно, неточно, неуместно употреблённое (выбранное)
слово,
-
морфологические - неправильности в
образовании и употреблении форм склонения, спряжения;
-
синтаксические - неправильно построенное предложение, ошибки в словосочетаниях, недочёты в структуре
текста.
Предупреждение
таких ошибок осложняется несколькими причинами:
-
во-первых, тем, что выбор слов, построение текста не имеют чёткой системы правил, как в
орфографии;
-
во-вторых, трудности объясняются малым объёмом знаний младших школьников в области
теории языка;
-
в-третьих, недостаточно развитой языковой интуиции.
Для
планомерной, систематической работы по совершенствованию речи детей необходимо
знать виды наиболее типичных речевых ошибок и недочетов. Изучение таких ошибок,
а также исследование причин их возникновения может послужить базой для их
исправления и предупреждения.
Следует
различать наряду с речевыми ошибками также неречевые:
логические и композиционные
Характеристика лексических ошибок
На
первом месте по частоте стоят словарные
ошибки. Охарактеризуем пять наиболее типичных ошибок этой группы:
1. Повторение одних и тех же слов: У нас есть кошка. Нашу кошку зовут Мурка.
Мурка мышей не ловит, мышей у нас нет. Наша Мурка очень ласковая, все время
ласкается.
Причины
ошибки — во-первых, малый объем внимания учащегося: он забыл, что только что
употребил слово, и выбирает его снова.
Вторая
причина ошибки — бедность словаря: у пишущего или говорящего нет достаточного
выбора, он не владеет синонимией, не умеет пользоваться местоимениями для замены
повторяющихся слов.
Младшие
школьники сравнительно легко обнаруживают и исправляют повторы, если они,
получив соответствующие указания учителя, внимательно перечитывают свой текст.
Тем не менее, повторение слов и
сочетаний — очень стойкая ошибка.
2. Употребление слова в неточном или несвойственном ему значении в
результате непонимания значения слова или его оттенков. Примеры: Река покрылась модным льдом (у А.С.
Пушкина: Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета); В тот
день была оттепель, было 10 градусов мороза; Чапаевцы строчили из автоматов; Мы
перешли через горный курган (нужно: хребет).
Ошибки
такого типа — следствие невысокого общего речевого развития, недостаточной
начитанности, бедности словаря. Они свойственны в первую очередь слабо развитым
детям. (В каждом отдельном случае, кроме общей, свои причины.) Например,
автоматы у чапаевцев — анахронизм, плохое знание истории техники. Смешение слов
курган и хребет могло произойти
потому, что слова редко употреблялись школьниками, оказались мало
активизированными и близость их значений привела к смешению.
3. Нарушение общепринятой
(фразеологической) сочетаемости слов:
Ветер постепенно принимал силу (надо:
набирал силу); Вышел красный молодец
на бой со Змеем (народно-поэтическому языку свойственны сочетания добрый молодец и красна девица); Коле выдали благодарность (надо: объявили
благодарность, или: выдали премию). Причина ошибок — малый речевой опыт,
бедность фразеологического запаса.
4. Употребление
слов без учета их эмоционально-экспрессивной
или оценочной окраски: Он
почувствовал, что утопает в болоте, его засасывало все глубже (лучше: тонет;
слово утопает уместно лишь в поэтическом тексте); Уже весна хозяйничает в лесу.
Зацвела черемуха, березы покрылись клейкими листочками. В нашей школе провели
интересное мероприятие — прогулку в лес (слово мероприятие, уместное в деловой
речи, совсем неуместно в художественном рассказе). Ошибки подобного типа
связаны с недостаточным чутьем языка, с непониманием стилистических
характеристик слова.
5. Употребление диалектных и просторечных слов
и сочетаний: Обратно пошел дождь (т.
е. опять); Вперед всех к реке прибежал Вова (т. е. быстрее всех, раньше всех,
первым); поклал вместо положил, здоровый в значении большой и т. п.
Подобные слова дети употребляют под влиянием
речи родителей, своего семейного речевого окружения. Устранение
диалектизмов и просторечий возможно только на основе формирующегося понятия о
литературном языке: младшие школьники уже могут понять, что наряду с
литературным языком существуют и местные говоры.
Хотя
причины лексических ошибок не одинаковы и, следовательно, неодинаковы и способы
их исправления и разъяснения, но есть общий путь их предупреждения — это создание хорошей речевой среды,
языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов, выяснение оттенков значения
слов в тексте, выяснение роли и целесообразности именно этого, а не какого-либо
другого слова в данном контексте.
Морфологические ошибки
К
группе морфологических ошибок относится неправильное образование форм слов,
неправильное словоизменение или словообразование. Укажем четыре относительно
частых типа ошибок этой группы:
1. В начальных
классах еще встречается детское словотворчество. Как правило, дети создают
собственные слова в соответствии со словообразовательной системой современного
русского языка: На стройке работают
бетонщики, штукатурщики (надо: штукатуры), монтажники; приречная полоса (по
аналогии с приморская, прибрежная. Все эти ошибки требуют индивидуального
разъяснения.
2. Образование
диалектных или просторечных форм от слов литературного языка: они хочут, он хотит вместо они хотят, он
хочет; иха мама или ихняя мама вместо их мама; выстрельнул или стрельнул вместо
выстрелил; пришел без пальта вместо пришел без пальто. Эти ошибки
искореняются под влиянием общего языкового развития детей.
3. Пропуск морфем,
чаще всего суффиксов (и постфикса): трудящие
вместо трудящиеся; несколько раз выглядал в окно (нужно: выглядывал). Можно
указать две причины подобных ошибок. Первая: ребенку трудно произносить
громоздкие, со скоплением согласных слова типа трудящиеся; в устной речи
школьник «теряет» отдельные звуки, их сочетания и даже морфемы, и это
отражается в письменной речи. Следовательно, бороться с этими ошибками следует,
развивая у школьников дикцию. Вторая причина — влияние просторечия.
4. Образование
формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в
единственном числе (отвлеченные, собирательные): У партизан не хватало оружии; Крыш;/ кроют железами; Надо ехать без
промедлений; съел два супа (надо: две тарелки супу). Причина этих ошибок —
в стремлении младших школьников к конкретности.
Синтаксические ошибки
Это
ошибки в словосочетаниях и предложениях. Они очень разнообразны; здесь
рассматриваются семь наиболее частых типов ошибок.
1. Нарушение управления, чаще всего —
предложного: Добро побеждает над злом
(возможно, здесь влияние сочетания одержало победу над злом); смеялись с пего
(под влиянием диалекта); Все радовались красотой природы (радовались чему?
красоте); Жители городов и сел выходили навстречу победителей (навстречу кому?
победителям) и т. п.
Глагольное
управление дети усваивают по образцам, в живой речи, в читаемых текстах.
Поэтому ошибки в управлении предупреждаются на основе анализа образцовых
текстов и составления словосочетаний определенных типов: разрабатываются
системы упражнений с наиболее «опасными» глаголами, например: верить кому?
чему? во что?, упрекать кого? в чем?, радоваться чему?, сообщать что? о чем?
кому?
2. Нарушения согласования, чаще всего —
сказуемого с подлежащим: Саше очень
понравилось елка; В августе началась уборочные работы; туманная утро.
Причины ошибок кроются в самом механизме составления предложения (и его
записи): начав предложение, ученик еще не обдумал, как его закончит. Вероятно,
по первоначальному замыслу следовало написать: понравилось на елке, началась уборка, туманная погода. Внимательное
перечитывание текста, особенно вслух, помогает устранить ошибки подобного рода.
3. Неудачный порядок слов в предложении,
приводящий к искажению или затемнению смысла: Узкая полоска только с берегом связывает остров (надо: Только узкая
полоска связывает остров с берегом); Только равнодушным оставался кот Борька
(надо: Равнодушным оставался только кот Борька). Причина ошибки в том, что
ученик не проговорил предложение (вслух или про себя) целиком, прежде чем
записать его. Работа над правильным порядком слов начинается в I классе: дети
сами, перечитывая текст, могут улучшить порядок слов в предложениях. Очень полезны
для предупреждения подобных ошибок упражнения с деформированным текстом.
4. Нарушения смысловой связи между
местоимениями и теми словами, на которые они указывают или которые заменяют: Когда Коля прощался с отцом, он (отец или
Коля?) не плакал; Пионерский отряд вышел в поход. Они(?) пели песню.
В
первом предложении пишущему или говорящему ясно, о ком идет речь. Взглянуть же
на текст глазами читателя он пока не умеет, этому надо учить: нужна практика
самопроверки или взаимопроверки. Привыкнув задумываться над ролью местоимения,
школьники самостоятельно в подобных случаях исправляют, перестраивают текст.
Причина второй ошибки та же, что и в примере семья... встретили.
5. Местоименное удвоение подлежащего: Леня, когда вернулся в отряд, он был в
генеральском кителе с витыми погонами; Петя— он был самый сильный из ребят.
Можно указать на две причины таких ошибок: во-первых, ученик начинает
произносить или записывать предложение, не подготовив его до конца; во-вторых,
влияние разговорного стиля, где двойное подлежащее употребляется. Во втором
случае — ошибка стилистическая.
6. Употребление глаголов в несоотнесенных
временных и видовых формах там, где следует употребить одно и то же время, один
и тот же вид: Надвигалась темная туча и
полил дождь; Незнакомец входит в хижину и поздоровался. В первом случае смещен
вид, во втором — смещены вид и время. Ошибки свидетельствуют о низком общем
языковом развитии учащихся. Устраняются они на основе смыслового анализа
текста.
7. Неумение находить границы предложений.
Встречается в двух вариантах: а) неоправданное деление сложного предложения на
простые: Дворник когда подметал двор.
Сломал ростки тополя; б) неумение делить текст на предложения: Охотник однажды шел по лесу, из чащи вышла
медведица с медвежатами, охотник спрятался на дереве, медведица стала окунать
медвежонка в воду, тот фыркал и не давался, в это время другой медвежонок стал
убегать, медведица догнала его и надавала ему шлепков. В устном варианте
подобные предложения интонационно не разделяются.
Основа
исправления ошибок седьмого типа — различные упражнения с предложениями, в том
числе разделение текста, напечатанного без точек, на отдельные предложения.
Логические и композиционные
ошибки
Типичная
композиционная ошибка —
несоответствие сочинения, рассказа, изложения предварительно составленному
плану, т. е. неоправданное нарушение последовательности в изложении событий,
фактов, наблюдений.
К
числу логических ошибок относятся:
1. Пропуск
необходимых слов, а иногда и существенных эпизодов, фактов, признаков описываемого
предмета, например: Она схватила зубами
за шиворот и давай окунать его (пропущено: одного медвежонка). В изложении
«Купание медвежат» по В. Бианки один школьник пропустил всю сцену купания, т.
е. всю основную часть, а когда изложение анализировалось, он удивился, ведь он
прекрасно знал содержание рассказа и был уверен, что описал сцену купания.
2. Нарушение
логической последовательности и обоснованности: На заводе из хлопка прядут нитки. Хлопок с полей убирают
хлопкоуборочные машины. Легко устраняются при совершенствовании черновиков,
в процессе анализа написанного.
3. Употребление в
одном ряду понятий разных уровней, разных классов: Но утрам мы с дедушкой удили рыбу, а в дождливую погоду лежали в шалаше
на мягких листьях', Летом Ванька купался в речке, а днем с дедом ходил за
грибами и ягодами.
4. Нелепые,
парадоксальные суждения: Утро клонилось к
вечеру. От речевых и логических ошибок следует отличать искажения фактического
материала: Пришел зимний месяц ноябрь. Скворцы, синички, ласточки уже улетели
на юг, только воробьи и снегири остались (автор-школьник живет в Московской
области).
Таковы
основные виды ошибок, допускаемые младшими школьниками в устной и письменной
связной речи (кроме орфографических и пунктуационных).
Исправление и предупреждение
речевых ошибок
Исправление ошибок речи
Все
речевые ошибки должны быть исправлены и в устной, и в письменной речи учащихся:
школьник, допустивший ошибку, должен усвоить правильный вариант, а если
возможно, то и осознать причину ошибки. Ошибки исправляются либо самим учеником
— это наилучший способ,— либо учителем, если учащийся сам исправить ошибку не
может. Исправление ошибки состоит в перестройке предложения или словосочетания,
в замене слов, в добавлении необходимого, в зачеркивании лишнего, в зависимости
от типа ошибки. Проверяя тетради учащихся, где написано сочинение или
изложение, учитель исправляет те ошибки, которые дети сами, даже с его помощью,
исправить не смогут, и подготавливает к самоисправлению в коллективной или
индивидуальной работе остальные ошибки.
Например,
если учитель обнаружил неудачно употребленное слово, он его подчеркивает, а на
полях записывает: «Найди более точное слово!» или: «Замени слово!» В
отдельных случаях неудачное слово не подчеркивается, а замечание или условный
значок на полях обязывает ученика найти неудачное слово на этой строке и
исправить ошибку. В обоих случаях перед учеником стоит поисковая задача. Так,
дети сравнительно легко самостоятельно исправляют одну из наиболее типичных
ошибок начальных классов — повторение одинаковых слов, если учитель на полях
поставил условный значок, например П.
Пропуск чего-либо важного обозначается значком v, нарушения порядка слов — цифрами над словами, неудачный выбор
слова — буквой С, неточное
употребление местоимений — буквой М.
Задание
1. Исправь ошибки, используя следующие условные обозначения.
П
– повтор
V – пропуск чего-либо важного
С
– неудачный выбор слова
М
– неточное употребление местоимения
Цифрами
над словами – нарушение порядка слов
1.
Животные
строят себе на зиму берлоги, норки и утепляют гнёзда в своих дуплах. |
|
2.
Лес
стоит величавый. Листья в лесу жёлтые, красноватые. Листьев на земле много.
Речки сейчас очень красивые, по берегам очень много листьев, и по воде плывёт
очень много жёлтых и красных листьев. |
|
3.
Деревья
гнутся от ветра, низко плывут облака. С них облетают последние листья. |
|
4.
К полёту
уже подготовились птицы перелётные на юг. |
|
5.
На
колхозном поле люди картофель и овощи. |
|
Работа над ошибками на уроке,
посвященном анализу сочинения или изложения
Зачитываются
лучшие образцы, разбираются недочеты содержания, раскрытия темы,
орфографические и типичные речевые ошибки. Выделяется 10—15 минут на
тематическое исправление какого-то типа ошибок: это обучающий момент, он
подготавливает детей к дальнейшему самостоятельному исправлению ошибок данного
типа.
Требования к такому фрагменту урока:
а) тема четко
выделяется и сообщается учащимся, например: «Замена неудачно выбранного слова»;
б) анализируются
литературно-художественные образцы, позволяющие проследить, как выбирает слово
писатель;
в) даются тексты,
содержащие ошибки; школьники их находят, исправляют сами и объясняют
целесообразность замены слова.
Индивидуальные
ошибки исправляются вне урока с отдельными учениками или в небольших группах.
Только в индивидуальной беседе могут быть устранены композиционные ошибки,
искажения фактов, логические ошибки, а из числа речевых — некоторые диалектные
и просторечные слова и формы, неудачное построение некоторых предложений, в
большинстве случаев — выбор слова, неудачное использование изобразительных
средств языка — эпитетов, метафор. Здесь, как и в общеклассной работе, важно
добиваться высокой познавательной активности школьника: он должен не только
понять, в чем его ошибка, но и решить задачу, связанную с ее исправлением.
Получает
распространение редактирование,
самопроверка письменных сочинений и изложений учащихся.
Первоначально
проводится коллективное редактирование с целью устранения недочетов и ошибок
различных типов и улучшения связности и полноты текста. На доске записывается полный
текст изложения или сочинения одного из учащихся данного класса (для удобства
предложения пронумерованы):
1. Охотник шел домой. 2. Он услышал треск
сучьев. 3. Из чащи вышла медведица с двумя медвежатами. 4. Медведица с
медвежатами подошли к реке и стали купаться. 5. Медведица взяла медвежонка за
воротник и стала окунать его. 6. Охотник спрятался на дереве. 7. Медвежонок
убежал, медведица догнала его и дала шлепков. 8. Потом они все ушли домой.
Учитель
предлагает школьникам прочитать текст, вдуматься и поискать, не нужно ли здесь
что-либо исправить, уточнить, дополнить, изменить, улучшить. Учащиеся вносят
много предложений. Они отмечают, что в начале сочинения ничего не говорится о
реке, и предлагают дополнить первое предложение словами берегом лесной реки (исправления делаются на доске мелом между
строк). Во втором предложении добавляют слово вдруг. Третье предложение не вызывает замечаний, зато в четвертом
сразу замечают повторение: слова медведица
с медвежатами заменяют местоимением они.
В пятом решают заменить слова за воротник
словами за шиворот. Шестое
предложение не на месте,— это замечают все дети. Сначала предлагают перенести
его на третье место, а затем объединяют со вторым предложением: Вдруг он услышал треск сучьев и спрятался на
дереве. В седьмом предложении неясно, какой медвежонок стал убегать, и дети
предлагают добавить слово другой. В этом предложении вводят слово надавала вместо дала (многократное действие). В последнем предложении добавляют
слово довольные и заменяют слово домой словами в чащу леса. Затем читают весь текст с поправками и сразу замечают,
что в пятом предложении надо добавить слово одного.
В
итоге получают отредактированный текст:
Задание 2. Запишите, какой текст
получился
В
этом тексте школьники сделали девять исправлений: это значительно улучшило
текст и, главное, подготовило детей к самостоятельному исправлению,
редактированию своих изложений и сочинений.
Редактирование
текста —_один из наиболее активных методических приемов, оно невозможно без
значительной познавательной самостоятельности школьников.
Самопроверка
и редактирование проводится на завершающей стадии урока письма изложения или
сочинения, когда написание текста в первом варианте уже закончено. Учитель
пишет на доске: «Самопроверка», а также вывешивает плакат с указанием, каких
ошибок следует опасаться. Он следит за работой учащихся и оказывает
индивидуальную помощь в самопроверке и исправлениях. Дети заменяют слова,
устраняют повторы, изменяют порядок слов (иногда — и предложений), вводят союзы,
частицы, объединяют или разделяют предложения, перестраивают предложения,
иногда вносят композиционные изменения в текст. Обычно они особенно охотно
дополняют, расширяют текст за счет введения деталей, изобразительных средств
языка. Однако увлечение деталями не всегда желательно.
Комментарии
Отправить комментарий